Советы педагога - психолога
Рекомендации педагога -психолога для работы в период самоизоляции
"Как воспитать толерантного ребенка?"
"Ваш ребенок идет в детский сад. Как помочь ему легко адаптироваться к новым условиям?"
Период адаптации (приспособление, привыкание ребенка) к дошкольному учреждению – трудный период для ребенка, его семьи, персонала группы.
В поведении отдельных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появляться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно нарушаются некоторые навыки (например, навыки личной гигиены).
Случаются неврогенные нарушения: временное повышение температуры, появление сыпи и др. У одних детей нарушается сон, у других снижается аппетит. В период адаптации возрастает возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Факторы поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть сколь угодно долгой.
ЛЕГКАЯ адаптация – 1 неделя
СРЕДНЯЯ адаптация – 3 недели
УСЛОЖНЕННАЯ – 5 недель
ДЕЗАДАПТАЦИЯ более 5 недель
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- Хороший аппетит,
- Спокойный сон,
- Охотное общение с другими детьми,
- Адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
- Нормальное эмоциональное состояние.
Уважаемые родители!
Для того, чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым социальным условиям.
В детском саду ребенку надо привыкнуть:
- К новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться,
- К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам,
- Обществу своих сверстников,
- Новой пище и условиям еды,
- Новой обстановке для сна.
Вашему ребенку будет проще привыкать ко всему постепенно.
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно.
Если что-либо волнует Вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения.
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?
Чтобы ваш ребенок легче и быстрей адаптировался к новой обстановке необходимо соблюдать следующее:
- Согласованность действий между родителями и воспитателями, сближение подходов к детям в семье и детском саду.
- До прихода ребенка в группу познакомить его с воспитателями группы, установить с ними контакт, рассказать об условиях и особенностях развития ребенка.
- Все привычки и навыки ребенка выяснить сложно, однако сразу в краткой ознакомительной беседе с воспитателями группы нужно рассказать характерные особенности поведения ребенка, его склонности и интересы. Это поможет впоследствии считаться с ним.
- Целесообразно приводить ребенка в первые дни только на прогулку, на прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче познакомиться с воспитателем и детьми, так как условия здесь напоминают условия домашнего двора.
- Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку (воспитателю), пусть немного освоится.
- Лучше всего побеседовать втроем (с ним, с матерью и воспитателем), дать ребенку рассмотреть какую-нибудь игрушку, понаблюдать за играми детей.
- Случается, что ребенок не выражает внешне негативное поведение, но не играет, подавлен. Такое состояние ребенка должно беспокоить родителей и воспитателей не меньше, чем состояния плачущих детей.