СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
СИМОНОВИЧ СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА Учитель-логопед высшей квалификационной категории |
Советы учителя-логопеда в период самоизоляции:
По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития.
В связной речи проявляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на психолого-медико - педагогических комиссиях.
Значение развития связной речи многообразно:
1. Качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.
2. От уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика:
- его ответы у доски;
- рассуждения по поводу содержания урока;
- составление изложений и сочинений.
3. Без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.
Рассказ может быть:
- повествовательным (отображение события в динамике);
- описательным (характеристика предмета, явления);
- объяснительным (какой предмет, что с ним делать, почему);
Кроме того, существуют рассказы – рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении).
Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа “Ладушки” и “Сорока кашу варила”.
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
- Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
- С сынишкой можно провести игру – соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
- Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.
- Выкладывайте с ребёнком узором из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
- Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику.
- Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
- Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребёнка рисованию вам помогут книжки – раскраски.
- И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Дождик
Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем на обоих руках
Барабанит по окошку, пальцы, начиная с больших.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встяхиваем ладонями, как будто
отряхиваем их от воды.
Дождик кончился. Устал. Кладём ладони на стол.
Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
- рвать на мелкие куски бумагу;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка;
- делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
- «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
- показать отдельно только один большой палец;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);
- закручивать шурупы, гайки;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывать матрешек, играть с вкладышами;
- рисовать рукой и пальцами в воздухе;
- играть с песком, водой;
- рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
Волшебные пальчики (рекомендации для детей 4 – 7 лет)
1.Все пальчиковые игры надо начинать с небольшой разминки сгибания и разгибания пальчиков, сопровождая упражнение присказкой:
- Пальчик – мальчик, Где ты был?
- С этим братцем - В лес ходил
С этим братцем - Щи варил,
С этим братцем - Кашу ел,
С этим братцем - Песни пел.
(Русский народный фольклор).
2.Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её ход, показать ключевые комбинации пальцев и кистей рук, основные движения.
3.Сначала движения пальцев выполняются в замедленном темпе, чтобы ребёнок мог их запомнить и повторить, а затем скорость и количество повторений постепенно увеличиваются.
4.Выполнять пальчиковые игры необходимо вместе с ребёнком, показывая свою заинтересованность процессом. Это создаёт необходимость эмоциональный настрой, радостное общение с взрослыми, когда они, “как маленькие”, вместе с малышом азартно участвуют в игре.
5.Не забывайте, что, как правило, ребёнок воспринимает ваши действия зеркально, поэтому, произнося команду “влево”, вам придётся повернуть руку вправо и наоборот.
6.Не ставьте перед ребёнком одновременно несколько задач, к примеру, показывать движения и произносить текст стиха, т.к. объём внимания у детей ограничен, и сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
7.В процессе игры стимулируйте проговаривание детьми стихов, помните. Что наибольшее внимание ребёнка привлекает рифмованная речь, ещё лучше, если игра сопровождается пением. Тексты стихов можно пропевать на любые подходящие мелодии.
8.Если малыш поначалу выполняет что – то неправильно, не делайте резких замечаний, поощряйте успехи.
9.Обычно одна игра, упражнение с пальчиками длятся не более 2 – 5 минут.
10.Освоив с ребёнком два или три упражнения, постепенно усложняйте их различными вариациями, изменяйте правила.
11.Если ребёнок отказывается выполнять задания, не принуждайте его. Попробуйте разобраться в причинах отказа или выберите другую пальчиковую игру.
12.Хорошо, если ребёнок попробует придумать новые игры, образы и движения.
13.Чтобы кисти рук ребёнка приобрели хорошую подвижность, гибкость, помимо пальчиковых игр полезно:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- нанизывать на нитку бусины;
- пришивать крупные пуговицы;
- наматывать тонкую цветную нитку (проволоку) на катушку, на свои пальцы;
- завязывать узлы на толстом шнурке;
- закручивать шурупы, гайки;
- мять руками поролоновые шарики, губку;
- вязать на спицах;
- вырезать ножницами фигуры из бумаги и т.д.